Home » Статьи » Нет меча — нет Айкидо

Нет меча — нет Айкидо

Статья затрагивает связи между айкидо и фехтованием (кэндо, кэндзюцу). Работа с оружием изучается в Айкидо для отработки передвижений и работы рук. Все техники айкидо основаны на правильном подъёме/опускании рук (удар Сёмэн Ути, Сёмэн Кирикоми), и удержании центральной линии по отношению к партнёру. Также парные упражнения служат изучению своевременности (авасэ) или тайминга. Все это заимствовано из техник владения мечом.

Живо ли Айкидо Морихея Уэсибы сегодня?

image11Меч был и явно остается наиболее важным оружием и символом японского самурая и его Будо. Рожденные в семьях самураев обучались владению мечом, и с 15 лет мужчины носили мечи, которыми разрешалось использовать даже в случаях проявления неуважения по отношению к ним. Это оружие занимало важное место в самосознании Японцев на протяжении веков, и не далее как во времена 2-й Мировой Войны японские солдаты шли в бой с мечами, также как и их предки, в то время, как ни в одних других армиях этого уже не было.

Морихей Уэсиба (1883-1969) основатель Айкидо, также известный как О-сэнсей, посвятил свою жизнь изучению и сохранению сути боевых искусств, которые были привнесены в его время самураями, элитным классом воинов, который правил Японией около 700 лет (с 1185 по 1867 гг.)

Благодаря времени и месту своего рождения он большую часть своей жизни имел доступ к тренировкам и информации, необходимой ему для восприятия основополагающих принципов самураев и оформления их в одно искусство, которое он назвал Айкидо. Он предвидел, что большинство школ боевых искусств уйдут в небытие, из-за приближающегося нового уклада жизни и планировал, что те, кто занимаются и изучают его Айкидо, будут иметь преимущества старой самурайской эпохи.

image1Уэсиба предусматривал, что его Айкидо должно сохранить ядро самурайских традиций: свойственное им Будзюцу (боевые техники меча, других видов оружия и пустые руки). Бушин боевой дух и Будо боевой образ жизни. По моему мнению, лично он всего этого достиг. Он является тем мостом, по которому все непреходящее из самурайской эпохи дошло до нас. Сегодня этот мост очень узок, идти по нему тяжелее, чем по натянутому канату. Причина в том, что большинство школ Айкидо не практикуют будзюцу Уэсибы (у них нет меча), не практикуют (Бушин) спокойствие разума и не готовят для битвы (будо) с помощью глубины стратегического размышления об исходах, с которыми столкнулись другие, но возможно, пока не мы.

Во время 2-й Мировой Войны О-сэнсей переехал в деревню под названием Ивама (в паре часов езды на поезде от Токио), чтобы продолжить его незаконченные исследования и тренировки. Большую часть времени в своей жизни он провел там вплоть до своей смерти в 1969 году. В 1946 Морихиро Сайто стал его учидеши (учеником, живущем при школе) и оставался таковым на протяжении 23 лет. На протяжении всей долгой жизни Уэсибы ни один другой ученик не может претендовать на такое близкое ежедневное общение с Мастером Айкидо. Длительность времени, насыщенность физической техники, и полное погружение в ежедневную жизнь Основателя сделали Сайто техническим наследником Основателя. Название Ивама Рю Айкидо обычно обозначает Айкидо, которому Уэсиба учил Сайто, и которое Сайто передавал своим ученикам до самой своей кончины в 2002 году.

В своем Хомбу додзе в Токио, Уэсиба разрешал только Сайто вести тренировки с оружием или вел их сам. Как считал Сайто, это происходило потому, что О-сэнсей не был в восторге от уровня владения оружием (Токийскими) инструкторами. Ивама Айкидо Уэсибы требует от студентов больше занятий с оружием, чем многие хотят. Это тяжелая работа, но и конечный результат это вершина Айкидо. Будзюцу, которое Морихей Уэсиба завещал нам, может быть найдено только там, что обычно в кругах Айкидо известно как Ивама Рю или школы «стиля» Ивама. Уэсиба провел много лет, комбинируя в общую систему самурайское оружие и техники с пустыми руками, где все три части поддерживают и усиливают целое. Его техники с пустыми руками используют те же стойки, положения, движения и стратегические принципы, как и в техниках с оружием. Он учил своих студентов в период преподавания в Ивама думать об оружии, когда они практиковались с пустыми руками, и думать о техниках с пустыми руками, когда они работали с оружием.

image4Таким образом, меч, которому О-сэнсей обучал с серидины 50-х годов, является мечом Айкидо. Как бы то ни было, большинство школ Айкидо, если вообще преподают оружие, не обучают оружию по Основателю! Элементы Йайдо и современного Кендо не улучшают их технику с пустыми руками, как это делают занятия Ивама Рю Кен Джо (меч и палка). Практики Йайдо и Кендо прекрасны сами по себе, но положения тела, которые они требуют от обучающихся, запечатлеваются на уровне подсознательных движений тела и препятствуют совершенствованию учениками Айкидо Уэсибы.

Главная причина, по которой в большинстве додзе сегодня не преподается Айки- кен О-сэнсея в том, что только деши из Ивама знали его, а их было немного.

В течение 60-х годов популярность Айкидо росла быстро, а это означало, что все меньше инструкторов могли достичь этого. Организация Уэсибы, возглавляемая его сыном (покойным Дошу Киссемару Уэсиба), была призвана подготавливать инструкторов в Японии и для зарубежных стран на протяжении времени своего существования.

В самой Японии инструктором считался только тот, который имел не ниже 4 дана. (4 дан предполагает, что человек полностью постиг технический аспект выбранного им для изучения искусства). Исторические факты таковы, что деши из Хомбу отправлялись обучать других, не зная техники меча Уэсибы. И конечно, они не могли научить тому, чего не умели сами. Было известно, что О-сэнсей обучает мечу, но т.к. они не могли попасть к нему географически, было легче обучать Йайдо или Кендо, которому они обучались в школе или где-нибудь еще. Некоторые придерживались того мнения, что надо выполнять исключительно техники с пустыми руками.

image10За свою долгую жизнь Уэсиба имел много учеников, некоторые стали широко известны. Из них многие пошли своим путем, развиваясь по-своему (с или без его благословения), задолго до того, как он назвал то, что он делал Айкидо (в 1950-х). В условиях расширяющейся популярности Айкидо многие из них или их организации стали также называться Айкидо (все еще не зная его техник меча).

Тезис, который я выдвигаю таков, что большая часть Айкидо, которое мы сейчас знаем совсем не то, что Уэсиба сам называл Айкидо. Я убежден, что О-сэнсей, Морихей Уэсиба, основатель Айкидо, будь он жив сейчас, не очень-то был бы счастлив тем, что представляет Айкидо Будзюцу (боевые техники). Он бы всем говорил, что не может быть Айкидо без меча, точно также, как не может быть Самурая без меча. Без меча разрушается связь с самурайским прошлым. Я верю, что он бы рассматривал работу Морихиро Сайто (ныне продолженную некоторыми из его деши) как крепкую нить будзюцу, которой должны быть связаны все, кто желает познать его Айкидо.

Я думаю, что Морихей Уэсиба был бы недоволен положением дел в современном Айкидо относительно Бушин и Будо. Его личные ученики как будто сговорились в непонимании многого из того, о чем он им говорил, как будто его речи были тайной, как будто он не требовал от них практиковать Котодама, медитировать или молиться вместе с ним. Основатель был, по словам своего сына, самым религиозным человеком во всей Японии. Он был членом секты Омото Кё Шинто. Я думаю, что для Айкидо удача, что его знаменитые ученики не приняли его всерьез в этом его требовании. Я убежден, что духовные практики О-сэнсея были чрезмерными для веры и скорее помогали познать основы бытия. Нас уберегли от очередного религиозного «-изма». Тем не менее, у нас не должно быть сомнений в том, что О-сэнсей хотел бы, чтобы школы Айкидо учили познавать различные состояния. Я думаю, студентов не будут учить, что познавать и думать, а будут учить, как познавать и думать ясно.

image3На мой взгляд, Айкидо О-сэнсея еще достижимо через прочную «нить» Ивама Рю Будзюцу, «просвещенное» практиками Будзюцу и Будо (которые практикуются, наверное, больше вне кругов Ивама Айкидо!). Главное затруднение на пути достижения Айкидо О-сэнсея это квалификация учителей Айкидо. В совершенном мире все учителя Айкидо были бы обладателями 4-х данов и в Айки с пустыми руками, и в Айки с оружием, которые могли бы учить, как изменять состояние бытия и ясно думать. Все бы учителя имели хороший характер, сами были бы хорошими учениками и хорошими примерами для учеников. Существует несколько сенсеев Айкидо, которые обладают всеми вышеперечисленными качествами, поэтому Айкидо Морихея Уэсибы живо, но до тех пор, пока эти сенсеи не создадут себе «замену», выживание находится под вопросом.

Стенли Пранин редактор Айки Журнала и историк, изучавший Айкидо, писал: «Айкидо, которое мы обычно наблюдаем существенно отличается от того, что развивалось основателем в годы его работы в Ивама в следующем отношении. Атеми (удары) в жизненно важные точки не акцентируются или исключаются. Число техник, обычно практикуемых, сокращено. Концентрация на ирими (входе) и инициации техник тори (человека выполняющего технику) потеряна, а различие между омоте и ура смазаны. Практика Айки-кен, Джо нечистая, или вообще отсутствует. Айкидо с его исторической боевой эффективностью из-за мягкого, случайного характера тренировок и как таковое преобразовалось в то, что лучше было бы назвать оздоровительной или физкультурной системой.»

By Michael Field
Headmaster of Iwama Ryu Aikido Australia.
Morihiro Saito Sensei’s Official Representative for Australia.
5th Dan Iwama Ryu Aikido.
4th Dan Iwama Ryu Ken Jo.
5th Dan Aikikai.

Источник: www.martial.com.au
Перевод: http://longsword.ru/

Добавить комментарий